?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Позапрошлым летом был два дня в Калмаюре. Мой двороюродный брат познакомил меня со своим родственником Амиром абый. Он преподавал историю в вузе, теперь на пенсии, летом живет в соседней деревне Кызылсу. Угощал нас выращенными вкуснейшими помидорами.
Позднее в поисках литературы по Калмаюре узнал, что есть книга Амира Ахметовича Ахметова - "Аграрно-крестьянские отношения и социально-политическое развитие Симбирско-Ульяновского Заволжья в XVII—XX веках". Тираж у книги был всего 300 экземпляров. Найти ее в Казани было весьма проблематично.
А недавно в гости на пару дней приезжал двоюродный брат, и я попросил его выпросить на это время у автора книгу, для того, чтобы отсканировать интересующиеся меня страницы. В итоге за пару часов ночью я пересмотрел книгу, выписал нужные номера страниц, а за второй вечер их отсканировал.
Әмир абыйга бик зур рәхмәт әйтәсе килә!

Начну выкладывать некоторые отрывки из книги:




Первыми поселениями нынешнего Ульяновского Заволжья являются слободы и поселения или починки, возникшие около острогов и крепостей Закамской оборонительной линии. К ним впоследствии примыкали переселенцы и вольные, и вынужденные. Крестьяне шли в Заволжье, “кто от скудости своей, кто от хлебного недороду, а иногда от церковного раскола”.
В Левобережье, к югу от Закамской черты, князья Иван и Юрий Трубецкие в 40-х годах XVII в. захватили земли по реке Утке. Их крестьяне основали дд. Зеленовку, Волостниковку, служилые татары, выходцы из Казани основали село Верхнюю Майну и деревню Богатскую5.
В 1656 году крестьяне многих общин, сформировавшихся вокруг села Чалны, по царскому указу принудительно были переселены на Закамскую линию. Указ гласил: “... крестьян и бобылей, и стрелецких детей, и братию, и племянников, и захребетников переписать до одного человека, ... повести на Закамскую черту... на вечное житье.”6 .
Одним из первых поселений Симбирского Заволжья является село Тургенево - наследственное имение дворянского рода, берущего свое начало от золотоордынского князя Турлея. Основателем рода русского служилого дворянства стал Петр Никитович Тургенев, который еще в 1606 году выступил с разоблачениями Лжедмитрия Первого и за то казненный. В 1659 году один из Тургеневых получил первую дачу в 150 четвертей у устья реки Калмаюр, за Волгой.
В 1661 году сын служилого татарина Симбирского уезда Янганайка Кадышев (в другом источнике его фамилия названа - Яртудин - прим. А А.) предоставляет "... братьям своим владеть на родине отцовскою поместною землею и нести государеву службу, а сам отправляется в Казань и выхлопатывает себе и будущим своим сотоварищам на берегу реки Уреня пахотной земли с сенными покосами около Волги, обязываясь за это нести государеву службу по Казанскому уезду”. Так возникло нынешнее село Енганаево.
В 1668 году возникает село Еремкино. В Писцовых книгах Казанского уезда (в книге 13 за № 15 дела) имеется такая запись: “Да за рекою ж Уренем на той же отписной земле, которая отписана во 176 году (1668 г.) по Михайловым книгам Баракова... поселилась Синбирского уезду деревня Наратколь, Еремкина тожь, а в ней живуть ясашные татара и чюваша. А у досмотру и у меру они Татара и Чюваша Еремка Бекбулатов подали выпись с отказных книг”7.
Прокомментировать этот документ можно следующим образом.
Очередная запись занятых и свободных земель с проживающими там крестьянами производилась в 1668 году, что зафиксировано в Михайловских книгах. Там обнаружили починок, в котором проживали и татары, и чуваши, скорее всего самым почтенным по возрасту был Еремка Бекбулатов. При проверке они подтвердились и выдали соответствующие документы.
В двадцати верстах от Симбирска, в трех — от Крестового Городища, и в одном — от кромки волжской воды расположилось село Кайбелы.
В 1603 году на месте села Кайбелы находилась деревня под названием Исенгили, а в ней жил татарин Кайбула, т.е. на месте русского поселения прежде было татарское, и само название села просто повторяет на русский лад татарское имя - Кайбулла как Кайбелы8.
Заселение новых земель осуществлялось путем насильственного изъятия поместий от представителей бывшей казанской знати. Земли, о которых идет речь, в период Казанского ханства принадлежали князю Момашу, затем они перешли к Кайбулле Карамышеву. Он потерял эти земли и “многожды бил челом в Казань о возвращении ему этой пустоши, но безрезультатно”9.
В 1670-1680-е годы были приняты указы, нацеленные на сужение пределов служилого землевладения, используя с этой целью мотивы веры как прикрытие. Так, были запрещены наследования владений служилых новокрещёнов некрещеными, нахождение русских крестьян в поместьях некрещеных, освобождение нерусских крестьян от зависимости от служилых людей в случае крещения первых, лишения нерусских некрещеных помещиков половины их поместий10.
Первый населенный пункт на территории нынешнего Новомалыклинского района возник в 1664 году на берегу Большого Черемшана, который получил название Бесовки, к 1699 году относится основание Елхового Куста.
Во многих селениях проживали представители нерусской национальности, неправославного вероисповедания. Особенно много было язычников среди чуваш. Людей, изъявивших принять христианство, приглашали к реке, озеру или другому водоему в летние месяцы, и их раздевали до гола, затем входили в воду под чтение молитвы священником, и сельский писарь записывал в церковных книгах христианские имена.
Например, в селе Средняя Якушка были такие записи:
Езуть Валькин 24 лет. По крещении Яков Логинов
Курмет Авдеев 53 лет. По крещении Кирилла Игнатьев.
Казарька 20 лет. По крещении Иван Федоров11.
Селение Бряндино Чердаклинского района возникло во второй половине XVII века. Здесь росли девственные, нетронутые рукой человека, леса, шумели вековые корабельные сосны и дубы, липы, доходившие толщиной в два- три охвата Обилие дичи, лесного зверя привлекали многих переселенцев.
Село стало быстро расти с началом прохождения в сторону Мелекесса Симбирского почтового тракта. В Бряндино сходилась и дорога, шедшая от Старой Майны через селения Малая и Большая Кандала и далее до селения Кошки и ... в Сибирь.
Тогда по этому маршруту отправляли в Сибирь ссыльных. Их везли со всех сторон по Волге, до Старой Майны, и далее пешим ходом до очередной стоянки, где снимали большие кандалы с каторжников, в следующем пункте снимали малые, и в конечном пункте Симбирской земли снимали ручные кандалы – кошки. Теперь эти населенные пункты носят названия железных цепей которыми заковывали кандальников12.
Во времена Петра I сюда стали посылать большие партии крестьян со всей округи для заготовки корабельного леса, который сплавляли по весеннему половодью по реке Красной к Волге.
В низовьях Уреня не позднее 1666 года основывается село Кременки, Старая Майна - в 1670 году, в 1679 году мордовские переселенцы из Алатырского и Саранского уездов основывают поселения Матвеевку и Помряськино.
Выходцами из Ломовского и Нижегородского уездов осваиваются бассейны рек Кандала, Майна, Утка (название происходит от того, что речка в отдельных местах уходила в землю и появлялась вновь через несколько верст, или “ныряла”, как утка - прим. А.А). В 1688 го возникает селение Кандала, пленные поляки основывают Хмелевку и Малу Кандалу, в 70-80-е годы появляются селения Грязнуха, Кремёнки, Помряськино, Айбаши, Урайкино, Яркули.
Более смелые люди шли на “Ногайскую сторону”, на левый берег Черемшана и здесь возникают — Лебяжье озеро, Быкова поляна, а к 1710 году образуется новая волость - Черемшанская, в которой уже числилось 5 селений: Никольское-на-Черемшане, Рождественская - Сосновка, Богородская — Грязнуха, Архангельское — Городище, Золотаревка13.
В первой трети ХУШ века полукочевыми, полуоседлыми калмыками в Заволжье основываются селения: Благовещенский Сускан, Нижнее Санчелеево, Бирля, Кондаковка, Мусорка, Старая Бинарадка, Пискалы, Ерёмкино, Ташла, Узюково, Кармала, Бесовка, Сухие Овраги, Шентала, Оделяково14.
Во времена правления Алексея Михайловича с целью предотвращения массового бегства крепостных крестьян за Закамскую черту в штаты местных крепостей вводятся “заплечные мастера” с выдачей им “кормовых и винных денег”, на которых возлагалась обязанность, пойманных на черте людей, “бив кнутом и батогами”, спрашивать от кого и куда бежали, а, узнав, отсылать за караулом прежним владельцам.
В конце XVII века осваивается территория нынешнего Мелекесского района - долина речки Мелекесс, правого притока Черемшана. В верхнем течении возникает русское селение, а недалеко от устья — чувашское, давшее начало новому посаду и нынешнему го-роду Димитровграду. Селения Чувашский и Русский Мелекесс возникли в период между 1695 и 1700 годами15.
Примерно в 80-х годах XVII века возникают слобода Выходцево, Старое Рождественское, Лесное Никольское, Красный Яр, в начале следующего столетия около острога Ерыклинска (возникшего в 1654 году — прим. А. А.) появляются селения Никольское, Грязнуха, Архангельское Городище.
Во времена Петра I земли Симбирского Заволжья щедро раздавались русским и нерусским помещикам. Помещик Дурасов получил селение Аврали (Сабакаево), князь Дадион - Матюшкино, Старую Малыклу, Куликовку, Среднюю и Новую Бесовку.
В 1705 году сподвижник Петра I А.Д. Меньшиков превратил Никольское-на-Черемшане в свою вотчину, приписав к ней все близлежащие деревни: Грязнуху, Мулловку, Золотаревку, Красный Яр, Архангельское Городище. После отстранения от власти Меньшикова в 1727 году его владения перешли Антону Девиеру, верному сподвижнику Петра, который по доносу Меньшикова был необоснованно обвинен в государственной измене и сослан в Сибирь16.
Свободные земельные угодья от речки Урень до Белого Яра царскими грамотами от 1688 и 1697 годов были отданы в “вечное потомственное владение” служилым татарам и чувашам. На основе этих грамот начинается освоение земель по обеим сторонам речки Калмаюр.
Основание села Чувашский Калмаюр связано с именем служилого чуваша-язычника Яшнотки Енохтаева. С ним пришли и получили землю 40 человек. Среди них были и татары, и чуваши: Усман Ишеев, Сулейманка Богданов, Ирбулат Ирсаев, Степка Тутанов, Кондрашка Тимаев и т.д.
Чуваши поселяются на самом берегу речки Калмаюр, татары — в трех — четырех километрах севернее и основывают село Татарский Калмаюр.
В 1791 и 1792 годах калмаюрские татары по неизвестной причине покинули свои земли и переехали в селения Тюгальбуга и Вороний Куст Самарского уезда. Тогда же, в те же самые дома переселил своих крестьян числом 49 душ мужского пола из деревни Богдановка (Злобино тож) губернский секретарь Александр Васильевич Попов. С тех пор селение стало называться Поповкой17.
Служилые инородцы Алка и Кандорка Ураевы, выходцы из деревни Альмендер Свияжского уезда основывают деревню Урайкино и обязуются за полученные земли нести службу по Казанскому уезду. К 1692 году здесь насчитывалось уже тридцать служилых татар18.
В 80-е годы появляются первые переселенцы, образовавшие деревню Чердаклы. В Переписной книге семь, номер дела 152 Архива Министерства Юстиции Российской империи содержится такая запись: “В Синбирском уезде на степи подле озера Чердаклинского поселилась деревня Чердаклы, а в ней живуть служилые татары. Один из поселенцев показывал в 1699 году, что он на родине служил службу с 20 четвертей земли, ... на своей службе оставил брата. А сам 20 лет тому назад сошел в Чердаклы и по челобитью его в городе Симбирске дано ему на новом месте 20 четвертей в каждом поле для службы по Симбирску”. Так пишет в своей книге исследователь Г. Перетяткович.
Следует заметить, что им, вероятно, допущена ошибка. По нашему запросу Российский Государственный архив древних актов выдал нам документ следующего содержания: “Сообщаем, что “Отводные книги крестьян и земель в Казанском у.” М. С. Чалова 1698—1700 гг., использованные Г. Н. Перетятковичем в настоящее время имеют архивный шифр: ф.1209, оп. I, кн. 6446, лл. 960—1267. Как свидетельствует этот источник, д. Чердаклы была основана в 1688 г. служилым татарином Сулейманом Янгановым “с товарищи тритцати человеком” (л.1188, по старой нум. 229). В их владенной выписи, подписанной стольником князем И. О. Щербатовым, указано: “Отведено ис Синбирска по челобитью им, Сюлейманке с товарыщи тритцати человеком во 196 (1687/1688)-м году ис порозжие земли... подле озера Чердаклинского по дватцети четвертей человеку” (там же). Книга включает перепись дворов первых переселенцев д. Чердаклы, со сведениями о местах их прежнего проживания (там же, лл.1204—1210, по старой нум. 245—249). В 1699 г., после переселения основателей д. Чердаклы по их челобитной в дд. Уренбаш и Янтурдины, земли деревни были розданы в поместья служилым иноземцам, перепись которых также включена в рассматриваемую книгу (лл. 1227—1228, по старой нум. 268—270)19.
После переселения чердаклинских татар, освободившиеся места заселили 97 иноземцев, в основном польского, украинского, белорусского происхождения, которые до этого несли военную службу в г. Симбирске.
Следует предположить, что новые места понравились служилым татарам, и по их примеру и, скорее всего с их помощью, продолжалось переселение новых людей. Таким образом, выходцы из Темниковского и Симбирского уездов, в количестве 25 человек, в середине 80-х годов основали деревню Уренбаш. Как сказано в документе “в ободу чердаклинских татар”, то есть в обход места проживания чердаклинских татар, выше по течению реки Урень, на ее притоке - речке Уренбаш, и назвали Уренбаш. Что означает в переводе с татарского — начало, головная часть, исток Уреня.
Во второй половине XVII века беглыми крестьянами основаны селения Бесовка, Грязнуха, Малыкла, Архангельское Городище. Так пишет краевед П. А. Преображенский в своей книге “Колонизация Самарского края”, выпущенной в 1923 г. в Самаре20.
В 80-е — 90-е годы XVII века на территории Чердаклинского района появляются деревни Кременки, Войкино, Богдашкино, Помряськино. До конца столетия они были небольшими, до 20 дворов каждая21.
В конце XVII века в поселениях русские и инородцы всегда жили отдельно. Значительная часть деревень имела однотипный состав населения с единой верой и обычаями. Переселялись в основном из Нижегородского, Казанского, Симбирского уездов. Однако встречались и из Владимирского, Ярославского, Можайского, Вяземского, Уфимского, Самарского, Юрьева Польского, Муромского и так далее. Документы утверждают, что он (крестьянин) с котомкою легко решается на переселение и свободно направляется для колонизации в отдаленные края, если только при этом находится с ним его семья, соседи или сослуживцы.
О причинах переселения указывали, что они селились здесь “бить челом великому государю”, то есть нести государеву службу, иные инородцы несли на родине известные тяготы (служба, тягло, оброк), которые они передали своим родственникам, что там они служили без дач, то есть без земли, и она дана была им впервые в здешних местах. Третьи, сдав на родине свою землю или службу брату, пришел сюда, “снял полюбовно половину оброчной земли” у инородца здешней деревни, и поэтому проживает он здесь, то есть переселенцы на новом месте становились арендаторами-землепашцами по взаимной договоренности и согласию.
В первой половине XVII века в Левобережье к югу от Закамской черты, князья Иван и Юрий Трубецкие захватили земли по реке Утке. Их крестьяне основали деревни Зеленовку, Волостниковку. Служилые татары, выходцы из Казани, основали село Верхнюю Майну и деревню Богатскую.
В 1767 году “матушка” Екатерина II подарила братьям Орловым Самарскую Луку с 300 тыс. десятин земли, на которой располагались 36 сел и деревень с населением в 20 тыс. крепостных душ22.
К 1780 году уже существовали Старая, Малая, Новая Куликовки, Старый и Новый Салаван, Лабитово, Абдреево, Верхняя Якушка, все три Сантимира.
С начала XVIII века до 70-х - 80-х годов в Новомалыклинском районе возникают на арендованных землях Новый Письмирь, Новая Подбельская, Новая Боровка, Ивановка, Безымянный поселок госпожи Мосоловой23.
Бегство крестьян в Поволжье, начавшееся в XVII в., продолжалось и всё следующее столетие. Своеобразием освоения новых земель являлось то, что теперь, т.е. в XVIII в. основная масса переселенцев направлялась в глубь Заволжья, и по-прежнему, они оставались многонациональными. Русские крестьяне обустраивались на открытой местности, в низине, удобной для земледелия. Другие предпочитали своим занятиям охоту и рыболовство, пчеловодство и, соответственно, удобные для такого промысла места24.
В последней трети XVIII века по указу Правительствующего Сената от 21 июля 1764 года были измерены, описаны, положены на план земли в пригородах Тиинска и Ерыклинска, на каждый двор, полагая во дворе по четыре души, а на душу всех угодий по осьми, а на четыре по 32, да для размножающихся впредь по 28, итого по 60 десятин25.
О природе Заволжья в то далекое время можно судить по книге “Путешествие по различным провинциям Российского государства” Петра Семеновича Палласа (1741—1811 гг.), немца по национальности, ставшего известным русским естествоиспытателем. Он писал, проезжая через Чердаклы из Симбирска в Мелекесс, 29 сентября 1768 года: “И так 29 числа сентября поехал я... промедлив напередь два дня по тому, что бурная погода препятствовала нам переправиться чрез Волгу.
От небольшой на ровном иловатом и мелким дубняком зарослом берегу, насупротив Симбирского построенной слободы Чердаклы (30 верст), Матюшкина (15 верст), Бряндино (15 верст), устремил я путь свой через плоскую дикими миндальными кустами и вишнями оброслую степь к реке Черемшану, к которой и приехал позади деревни Мелекесса. Сим именем называются две деревни Мелекесс мордовский (12 верст) и Мелекесс чувашский (10 верст)”.
Спустя почти сто лет после появления первых переселенцев вокруг озера Чердаклы, окружающая местность еще сохранила естественную нетронутую рукой человека красоту.
Во-вторых, от Симбирска до Чердаклов путешественник не указывает ни одного селения. Значит, все пространство от берега Волги до Чердаклов тогда еще было не заселено.
В-третьих, П. Паллас указывает дорогу из Симбирска до Мелекесса через вышеперечисленные деревни и просчитал расстояние между двумя точками, равное 82 верстам.
Далее П.С. Паллас пишет, во всей стране Черемшана находятся изрядные черноземные пашни, так же в ней довольно березняку на дрова, и вообще, она населена хорошо. Большую часть здешних жителей составляют татары, мордвинцы, а наипаче чувашане, кои здесь живут гораздо многолюднее, нежели на правом берегу Волги и по большей части обращены в христианскую веру26.
17 октября 1768 г. Паллас прибыл в Ставрополь. По дороге до самого Ставрополя много Российских, а еще больше мордовских деревень, большую часть Ставропольской провинции населяют калмыки, принявшие христианскую веру27.
Академик И. И. Лепёхин 26 августа 1768 года переправившись через Волгу проехал через Чердаклы, Бряндино, Мелекесс, Якушку, Малыклу и прибыл в Ставрополь. Он отмечал, что калмыки на зимовье избирают по большей части места в перелесках и тут для скота заготавливают свои калды. Сколько сии их калды пагубны для лесу, в котором хотя ещё и нет большого недостатка у живущих по берегам рек Черемшана и Сока; однако же, которые поселены близ Волги между сими реками, уже нарочитой недостаток чувствуют... Такой лесу вред они повторяют ежегодно: ибо при наступлении весны разлившаяся Волга понимает (так в тексте, а скорее всего “поднимает” — прим. А. А.) их зимовья и с собой уносит28.
Люди познавали землю веками. Изучая природу, приспосабливая ее к своим нуждам и потребностям, человек многое из своих знаний запечатлел в названиях местности своего обитания. Один из отечественных ученых утверждал, что название есть язык земли, а земля есть книга, где история человечества запечатлена в географических названиях.
Многие названия населенных мест носят имена своих первых поселенцев, например, Богдашка — Богдашкино, Помряська - Помряськино, Артюшка - Артюшкино и т.д.
Известный исследователь истории освоения Среднего Поволжья В.А. Никонов и топонимист нашей области В.Ф. Барашков утверждали, что многие переселенцы, приходя на новое место, часто приносили с собой названия родных сел, деревень, близлежащих речек29.
С конца XVII века в связи со строительством церквей деревни превращаются в села и населенные пункты параллельно с основными получают “вторые”, — религиозно-культовые, - названия по находящимся там церквям. От церкви Покрова Пресвятой богородицы село Чердаклы получило название Покровское. Многие населенные пункты в то время имели двойные названия. Например, с. Тургенево - Богоявленское, с. Коровино - Рождественское, с. Репьевка - Архангельское, с. Озерки - Архангельское.
Двойные названия сохранялись очень длительное время, вплоть до начала нашего столетия. Только в Советский период исчезли из названий населенных пунктов синонимы, олицетворяющие различные религиозные даты и события.
Таким образом, к концу XVIII века заканчивается второй период в освоении Заволжья. Увеличение численности населения, появление новых поселений в Поволжье и целом по стране обусловили необходимость нового административно-территориального устройства. Указом Екатерины II от 15 сентября 1780 года Симбирский уезд становится наместничеством (провинцией). После проведения административной реформы были утверждены 3 научные экспедиции для описания составных частей Российского государства. Симбирское наместничество вошло во вторую экспедицию, которую возглавил надворный советник Тимофей Масленицкий.
Его труд под своеобразным названием “Топографическое описание Симбирского наместничества вообще и порознь городов и уездов и обитающих в них инородцев...” завершается в 1785 году.
Симбирское Заволжье было тогда представлено двумя уездами: Ставропольским и Самарским. Первый образовался после завершения строительства Новой Закамской Засечной черты и объединял земли вокруг города-крепости. Первое упоминание о Самарском уезде относится к 1630-м годам30. В 1646-1647-х гг. была проведена первая перепись населения уезда. Однако из-за отсутствия значительного количества оседлого населения границы уезда были весьма условны31.
Симбирское Заволжье занимало территорию по восточному волжскому побережью протяженностью с запада на восток с учетом Самарской луки от 90 до 160 верст, с севера на юг — до 290 верст. Здесь имелись два города, как уездные центры: в Ставрополе было 494 деревянных дома, в которых проживало 2241 человек, в Самаре соответственно - 634 и 2774.
Сельское население, численностью 117237 человек сосредоточилось в 256 населенных пунктах, из них 84 являлись селами и центрами церковных приходов, в которых штатными священнослужителями работали 497, заштатными — 251 человек .
С образованием Симбирского наместничества заканчивается второй период освоения Заволжья.



5 Наякшин К. Я. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, 1962 — С 43
6 Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном Ульяновск, 1992 — С. 20.
7 Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882. - С. 253-254;
8 Симбирский сборник. Симбирск, т. II, 1870. — С. 5—6.
9 Степанов Р. Н. Писцовые книги Казанского уезда 1602—1603 годов. Казань, 1978.-С. 9.
10 Нестеров В. А. Нерусские помещики и их крестьяне в Среднем Поволжье (Вторая половина XVI — XVII в.). В кн.: “Вопросы аграрной истории Среднего Поволжья'* ( XVII - начало XX). Саранск. 1979,- С. 25.
11 Газета Новомалыклинского района Ульяновской области "Звезда", 2000, 11 февраля
12 Газета Чердаклинского района Ульяновской области "Приволжская правда" , 1980, 10 апреля
13 Преображенский П. А. Колонизация Самарского края. Самара, 1923 - С. 24., Перетякович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882. - С./8Э.
14 Преображенский П. А. Колонизация Самарского края. Самара 1923,- С. 24.
15 Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном. Ульяновск, 1992 - с.21
16 Касимов Ф. Между Камой и Черемшаном. Ульяновск, 1992 - с.33
17 Государственный архив Самарской области, далее сокращенно ГАСО, ф 43, оп. 11, д. 274, лл. 40—45.
18 Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882, с. 294
19 Государственный архив древних актов, ф. 1209, Оп.1, Д. 6446, лл. 960—961, л. 1188.
20 Преображенский П. А. Колонизация Самарского края. Самара, 1923. — С. 24; с. 32.
21 Претяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса, 1882, с. 287; с. 293; с. 295.
22 Наякшин К. Я. Очерки по истории Куйбышевской области Куйбышев, 1962 — С. 43
23 Газета Новомалыклинского района Ульяновской области “Звезда”, 1966, 13 февраля
24 История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XVI — первая половина XIX века. М. : Наука, 2000. — С. 94.
25 Полное собрание законов Российской империи, далее ПСЗ. 1830, т. ХУШ. — С. 417-418.
26 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб, 1809. Часть I — С. 146.
27 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Спб, 1809. Часть I -С. 175.
28 Лепехин И И Записки путешествия Часть I, т.111 Путешествие от Симбирска до Табынска. 1821. — С. 257.
29 Барашков В Ф Топонимия Ульяновской области. Ульяновск, 1974. - С. 14; С.19, Барашков В. Ф., Дубман Э, Л.., Смирнов Ю Н. Самарская топонимика. Изд. Самарского университета. 1996, — С.33-34
30 Смирнов Ю. Н., Дубман Э. Л. И др. Самарская Лука в XVI начале XX в. г.Самара, 1995 -С. 15.
31 Земля Самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Куйбышев. 1990. — С. 63.



А.А. Ахметов. Аграрно-крестьянские отношения и социально-политическое развитие Симбирско-Ульяновского Заволжья в XVII—XX веках.
УЛЬЯНОВСК. ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕНЕЦ». 2004

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
fabiy_maksim
Mar. 2nd, 2017 05:57 pm (UTC)
Добрый день.
Можно Вас попросить узнать какие-то координаты Амира Ахметовича? Меня очень интересуют сведения которые он приводит в своей книге, которые касаются истории моего прапрадеда. Мне бы хоть узнать как обычное письмо написать Амиру Ахметовичу... Ну а адрес электронной почты, если он ей пользуется - вообще сказка.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

kalmayur
Татарский Калмаюр

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel